Главная » Статьи » Наука » Исследования

О принципах коммунизма: Что такое коммунизм?



1-й вопрос: Что такое коммунизм?

Ответ: Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата, всех работников наемного (физического и умственного) труда, эксплуатируемых капиталом.

Коммунизм предполагает соединение в руках тех, кто производит материальные и духовные ценности, всех решающих средств производства и обмена, обращение всего достояния общества на службу трудящимся, превращение их в сплоченную товарищескую ассоциацию.

Коммунизм до появления в 1848 году "Манифеста Коммунистической партии", как правило, носил утопический (то есть мечтательный и несбыточный) характер. В "Манифесте" он получил свое первое весомое научное обоснование. Слово "утопический" происходит от названия сочинения английского гуманиста Томаса Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516). Оно употребляется для противопоставления социальной фантастики доказательно-достоверным научным трудам.

Овладение коммунизмом как учением (1) предполагает затем его превращение в общественно-политическое движение (2), а далее и в общественный строй (3), который кратко определяется как политическая и экономическая власть трудящихся.

Неверны и реакционны представления о коммунизме как якобы бездельном потребительском рае, - без образцово поставленной, организованной общественно обусловленной деятельности, вовлекающей в свою орбиту всех здоровых граждан, любое человеческое объединение неминуемо приходит к своему социально-нравственному вырождению и полуживотному самосознанию.

Коммунизм - "это постепенно набирающее силу общеисторическое движение и то качественное состояние людского сообщества, когда каждый индивид наглядно убеждается в том, что он как социальное существо получает от своей активной личной включенности в живую самодеятельность товарищеского коллектива и духовно и материально неизмеримо больше, чем от присвоения кусков чужого мертвого труда. Иными словами, коммунизм - это такой способ человеческого общения, при котором творец безусловно преобладает над расточителем и утверждается отношение каждого и к "ближнему" и к "дальнему", как к самому себе. Маркс и Энгельс называли коммунизм началом подлинной истории человечества в отличие от его предыстории, изобилующей взаимными утеснениями и конфликтами.

2-й вопрос: Что такое пролетариат?

Ответ: Пролетариатом еще в Древнем Риме называлась та категория граждан, которая не имеет ничего, кроме proles - детей, потомства. Это тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своей способности к труду - мускульному или интеллектуальному, то есть рабочей силы, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала.

Класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на его труд, от смены хорошего и плохого состояния дел в капиталистическом хозяйстве, от колебаний рыночной конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX-XXI веков, трудящийся класс обществ, в которых господствует буржуазия.

В связи с этим требуют пояснения два момента.

Первый момент касается того, что буржуазия, будучи заинтересована в послушности пролетариев, в их согласии с существующим строем, всячески старается внушить им ложное чувство приобщенности к ее собственности, участия в прибылях, в частности, через неограниченную куплю-продажу акций, создание открытых акционерных обществ, что многие трудящиеся вначале ошибочно воспринимают как расширение своей экономической свободы. Однако вскоре приходится убедиться, что это обман и самообман. Приобретение нескольких акций никогда еще не освобождало работника от необходимости найма и продажи своей рабочей силы, а значит и продолжения эксплуатации ее капиталистом. Ложным является и утверждение, будто такой работник покидает ряды пролетариев и входит теперь в "новый средний класс". Этот мифический "средний класс" - одна из выдумок буржуазной пропаганды, призванной всеми мерами снижать напряженность в социальных, межклассовых отношениях труда и капитала.

Чтобы не путаться в многочисленных противоречиях современного буржуазного общества и не оказываться жертвой обмана, надо усвоить себе главный социально-политический ориентир. Он состоит в том, что принадлежность к основным классам тут определяется прежде всего тем, кто является собственником (пользователем, владельцем и распорядителем одновременно) средств производства, эффективных источников накопления, а кто только временно допускается к ним - ради текущего заработка для себя и ради извлечения прибыли для хозяина - на определенных, строго оговоренных условиях. Именно этот ориентир сознательно не учитывается в концепции "среднего класса". Кстати, сама эта концепция далеко не нова. По сути это лишь пересказ давно известной на Западе теории социальной стратификации и социальной мобильности. Речь идет о выделении социального слоя (страты) в зависимости от величины получаемого дохода.

Такая "сдвижка" ключевого классообразующего признака с отношения к средствам производства на "солидный доход" легко объяснима. Она не просто нужна, но насущно необходима правящей верхушке. Представим себе не бедных людей, а, к примеру, рабочих высшей квалификации в наиболее доходных отраслях, банковских служащих и представителей профессуры. Эти люди обычно гонят от себя даже малейший намек на свое "пролетариатство" (и имеют на это известные резоны, поскольку достигли возможности временами потреблять вполне по-буржуазному), однако часто забывают об упомянутых фундаментальных гарантиях перспективной обеспеченности существования при капитализме, гарантиях, которых у них по большому счету нет.

По данным социологических исследований, десятикратная разница в доходах между крайними слоями населения является критической. В странах Европы и Японии доходы 10% наиболее богатых превышают доходы 10% беднейших не более, чем в 6-7 раз. Только в США доходы самых богатых граждан выше, чем самых бедных, в 15,9 раза. Что же касается России, то здесь разница намного резче. Она превысила предельно допустимые для стабильных государств нормы. Разрыв между верхними и нижними по доходам 10% населения с начала "реформ" постоянно увеличивался и составляет сегодня 20:1. В Москве же он достиг 60:1! "В нашем нестабильном обществе, - отмечают социологи, - средний класс, как он понимается в западных обществах, находится в зародышевом состоянии. Он настолько тонок, а границы его столь расплывчаты, что средний класс вряд ли стоит учитывать (курсив наш. - Ред.), анализируя социальную структуру российского общества" (Социально-гуманитарные знания. 1999. N_ 4. С. 18).

В последние годы даже из лево-патриотических кругов (особенно после финансового спада 17 августа 1998 года) приходилось слышать призывы "спасать средний класс". Они имели бы смысл, если бы речь шла хотя бы о большей половине населения. Реально же эти призывы свидетельствовали об элементарной неосведомленности, социологической (да и политической) безграмотности. В условиях преднамеренно организованных подрыва советской, российской экономики, массового деклассирования, деквалификации и маргинализации рабочего, инженерного и научного персонала, его обнищания вернее было бы обратиться к другому лозунгу, относящемуся к разрухе периода гражданской войны и вновь подсказываемому теперь всей социально-экономической практикой. "В стране, которая разорена, - говорил Владимир ЛЕНИН в 1919 году, - первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим... Все нужно принести в жертву, чтобы спасти существование рабочего" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 38. С. 359-360). Думается, эта установка звучит посильнее любой из ныне выдвигаемых предвыборных платформ...

Другой момент заключается в том, что в капиталистическом обществе наряду с трудящимся пролетариатом существует так называемый люмпен-пролетариат (Lumpen по-немецки - лохмотья, люмпен по-русски - босяк, оборванец), то есть выбитая из колеи, социально неустойчивая, деклассированная часть неимущего населения, куда попадают безработные и бездомные граждане, бродяги и нищие, алкоголики и наркоманы. Нельзя позволять себе и другим смешивать трудящийся пролетариат и люмпен-пролетариат. Буржуазия и ее средства массовой информации сознательно делают это, чтобы дискредитировать своего оппонента - пролетариат, и подобные происки надо своевременно и решительно разоблачать.

Естественно, что Маркс и Энгельс не могли на полтора века вперед предвидеть всех односторонностей, заблуждений и просчетов, которые будут потом приписывать их великому учению его недоучившиеся мнимые последователи. К таким "шуткам" истории относится искусственное закрепление понятия "пролетариат" только за представителями мускульного, чаще всего малоквалифицированного труда и неправомерное исключение из пролетариата лиц, которые выполняют производственные функции, требующие высокой квалификации и знаний.

Метания и спад международного коммунистического движения в 80-90-х годах XX века во многом объясняются тем, что оно постепенно перестало ощущать собственную социальную почву, утратило общий язык с некоторыми категориями фабрично-заводских рабочих и не нашло общего языка с тем многочисленным теперь и очень разнородным слоем общества, который принято называть интеллигенцией. В то время как развернувшаяся в мире научно-техническая революция потребовала в массовом масштабе интеллектуального наемного работника, многие лидеры отказались признавать в нем пролетария современного типа и при этом ошибочно взывали к "чистоте" теории. А ведь именно Маркс еще в "Капитале" (1867), указывая на существенное различие между основными рабочими на фабрике, которые заняты при машинах, и рабочими подсобными, добавлял: "Наряду с этими главными категориями выступает количественно незначительный персонал ("незначительный" в середине XIX века. - Ред.), который занят контролем за всеми машинами и постоянной их починкой, например, инженеры, механики, столяры и т.д. Это - высший, частью научно образованный, частью ремесленного характера слой рабочих (курсив наш. - Ред.), стоящий вне круга фабричных рабочих, просто присоединенный к нему. Это разделение труда является чисто техническим" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 431). К указанному слою рабочих Ленин применял термин "инженерный пролетариат" (Ленинский сборник XXXVII. С. 213).

3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда?

Ответ: Нет, не всегда.

Трудящиеся классы существовали всегда, и обычно они пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, то есть пролетарии, существуют лишь с определенного момента, так же, как лишь в результате определенных экономических и социальных изменений вполне свободной и неограниченной стала буржуазная конкуренция.

4-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Теперь это уже далекая история. Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине XVIII века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Она была вызвана изобретением парового двигателя, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других технических приспособлений.

Эти машины, которые первоначально стоили очень дорого и потому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства.

Машинный труд вытеснил рабочих ремесленного типа, ибо изготовлял товары дешевле и лучше, чем могли их сделать прежние рабочие с помощью своих несовершенных ручных прялок и ткацких станков. Таким путем машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим, - первые вскоре захватили производство в свои руки, а у вторых не осталось ничего. Тем самым, впервые в области изготовления тканей, была введена фабричная система.

Как только был дан ход применению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в деле набивки тканей, книгопечатании, гончарном ремесле и выпуске металлических изделий.

Непосредственной предшественницей фабричной системы явилась мануфактура - кооперация, основанная на максимальном дроблении трудовых функций. Погоня за повышением производительности труда сводилась в мануфактуре ко все большей его дифференциации. В результате в течение всего рабочего дня отдельные рабочие оказывались искусными исполнителями одной-единственной простой операции, которая уже не поддается какому бы то ни было расчленению. Одновременно и при этом совершенно естественно та же тенденция стала господствующей в области совершенствования средств труда, которые в своем назначении приспосабливаются к частичным трудовым операциям. И то и другое в совокупности дает значительный рост выработки, ведь ликвидируются затраты рабочего времени на переходы от одной трудовой операции к другой, как это имело место в ремесленном производстве.

Вместе с тем специализация труда мануфактурного рабочего и его орудий выступает непосредственной подготовкой перехода к машинному производству, что достигается путем передачи частичной рабочей операции средству труда, какому-то механическому приспособлению, взаимодействующая совокупность которых (агрегат) потом преобразуется в машину. Смысл этого технического новшества - опять-таки в повышении производительности труда, - в отличие от частичного рабочего машина одновременно оперирует не одним, а множеством однородных или же дополняющих друг друга инструментов. Тем самым машинный труд заменяет не одного, а группу рабочих. Экономический эффект следует быстро.

Таким образом, мануфактура, предельно специализируя труд и его инструмент, является своего рода исторической предпосылкой индустриализации. Для инженерной мысли органическая совокупность трудовых усилий многих рабочих, каждый из которых исполняет предельно специализированную операцию с помощью столь же предельно специализированного средства труда, объективно предстала живой моделью машины. Переход к самим машинам напрашивался естественным образом. И он был сделан. Так началась первая промышленная революция.

Создание первых "рабочих машин" немедленно поставило вопрос об универсальной "машине-двигателе". И она появилась в виде паровой машины. Таким путем все отрасли, одна за другой, подпали под власть пара, рабочих машин и фабричной системы. Но тем самым они оказались целиком в распоряжении крупных капиталистов, и рабочие всюду лишились своей самостоятельности.

Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру в собственном смысле слова, но стала завладевать также ремеслом. И в этой области крупные капиталисты все более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и так же, как на фабрике, ввести детальное разделение труда. В результате пришли к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью. Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, в большинстве своем разорились, прежнее положение работника совершенно изменилось и создались два основных класса, которые стали постепенно поглощать все прочие. А именно:

1. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах в настоящее время являются владельцами решающих жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик, рудников, энергетических установок и т.п.), необходимых для их производства, учреждений транспорта, связи и торговли, банков. Это - класс буржуа, или буржуазия.

2. Класс неимущих, которые вынуждены продавать буржуа свою способность к труду, чтобы взамен получать необходимые для своего существования средства к жизни. Этот класс и называется классом пролетариев, или пролетариатом.

5-й вопрос: При каких условиях совершается продажа труда (рабочей силы) пролетариев капиталистам?

Ответ: Это - обычные условия купли-продажи, или рынка.

Способность к труду, рабочая сила - такой же товар, как и всякий другой; его цена определяется теми же законами, что и цена всякого другого товара.

При господстве свободной конкуренции (а она не отменяется появлением крупной промышленности, хотя в последней и заложена необходимость устранения в перспективе рыночной стихии) цена товара в среднем всегда соответствует издержкам производства этого товара. Следовательно, цена рабочей силы как товара тоже определяется издержками ее производства, а эти издержки состоят как раз из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и готовить себе смену, то есть, чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем требуется для этой цели, рабочий за свой труд не получит; цена рабочей силы, или заработная плата, поддерживается на низком уровне, поскольку это выгодно капиталисту, и составляет тот минимум, который необходим для поддержания жизни рабочего.

Так как в хозяйственных делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие для него времена, все-таки получает за свой товар не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем имеет достаток в пределах этого минимума. Этот экономический закон заработной платы осуществляется тем строже, чем больше крупная промышленность овладевает различными отраслями труда. В условиях действия этого закона несамостоятельное положение рабочих усугубляется тем обстоятельством, что они целиком зависят от положения данного капиталистического заведения (где они заняты, пусть временно) в условиях рынка, а капиталист всегда стремится укрепить свои позиции на нем, в том числе за счет снижения заработной платы своих наемников волевым путем, используя к собственной выгоде конкуренцию наемных работников между собой на рынке рабочей силы.

6-й вопрос: Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?

Ответ: Трудящиеся классы, в зависимости от проходимых ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали неодинаковое положение по отношению к имущим и господствующим классам.

С позиций основного классообразующего признака - отношения к средствам производства - в древности, отмечал Энгельс, трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому, как они являются или становятся рабами еще и теперь в отдельных отсталых странах;

в средние века они были крепостными помещиков-землевладельцев, каковыми оставались в середине XIX столетия еще в Венгрии, Польше и России;

в средневековых городах, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелких буржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты.

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?

Ответ: Раб продан целиком, с его телом и душой, раз и навсегда, - пролетарий вынужден сам продавать свою рабочую силу ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и уже вследствие заинтересованности последнего в исправности собственных средств производства существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его рабочая сила покупается только тогда, когда кто-нибудь в ней нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. В этом сполна убедились нынешние пролетарии России, месяцами не получающие заработную плату. Существование обеспечено только классу пролетариев в целом.

Раб стоит вне конкуренции, - пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания, раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Хотя раб и может иметь более сносное существование, чем пролетарий, последний принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность на решающие средства производства и систему наемного труда вообще.

8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?

Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Внешне кажется, что крепостной отдает - пролетарию дают, но в обоих случаях имеют место лишь разные исторические проявления эксплуатации, безвозмездного присвоения труда. Существование крепостного обеспечено - существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции - пролетарий находится в условиях конкуренции.

Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником; либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором; либо тем, что прогоняет своего феодала, сам становясь собственником.

Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность на средства производства и все классовые различия.

9-й вопрос: Чем отличается пролетарий от ремесленника?

Ответ: Ремесленник - это мастеровой человек, располагающий необходимыми орудиями труда и сырьем, специализирующийся на изготовлении каких-либо изделий для рынка и живущий за счет их продажи.

Ремесленник (к примеру, кузнец, гончар, плотник, столяр, ткач, портной, сапожник, каменщик, художник) трудится самостоятельно, используя рабочие силы - свою личную и членов своей семьи. В случае успешного хода дел он может принанять работника со стороны или взять себе в обучение подмастерье, открыть собственную мастерскую, став тем самым маленьким хозяйчиком - потенциальным буржуа. С целью защиты своих интересов ремесленники-мастера средневековья создавали корпоративные организации - цехи, что укрепляло их положение и в отношении других слоев феодального общества, и в отношении конкурентов на рынке.

В отличие от ремесленника пролетарий может быть и мастеровым-умельцем, и высокообразованным специалистом, и неквалифицированным работником. Он лишен средств производства, а значит и возможности торговать продуктами своего труда. Единственное, чем он располагает, - это его рабочая сила - руки в соединении с головой. Только их он предоставляет на время собственнику средств производства за плату, которая позволяет ему существовать. Можно утверждать, что жизнь и благосостояние ремесленника зависит от рыночного спроса на его изделия, жизнь и благосостояние пролетария - от рыночного спроса на его рабочую силу. Ремесленник выносит на рынок то, что он произвел с помощью своих инструментов, пролетарий выносит на рынок самого себя.

10-й вопрос: Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?

Ответ: Мануфактурный рабочий XVI-XVIII веков почти повсюду владел еще орудиями производства: ткацким станком, прялкой для своей семьи и маленьким участком земли, который он возделывал в часы, свободные от работы в мастерской. У западноевропейского пролетария ничего этого уже не было.

Мануфактурный рабочий жил почти всегда в деревне и находился в более или менее патриархальных отношениях со своим помещиком или работодателем. Пролетарий большей частью жил в больших городах, и с работодателем его связывали чисто денежные отношения. Крупная промышленность вырывала мануфактурного рабочего из его патриархальных условий: он терял последнее имущество, каким еще обладал, и только тогда вследствие этого превращался в пролетария.

11-й вопрос: Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?

Ответ: Во-первых, поскольку машинный труд все более понижал цены на изделия промышленности, во всех странах света прежняя система мануфактуры, или промышленности, основанной на ручном труде, была целиком разрушена.

Все полуварварские страны, которые до тех пор оставались более или менее чуждыми историческому развитию и промышленность которых все еще покоилась на мануфактуре, были насильственно вырваны из состояния замкнутости. Они стали покупать более дешевые товары англичан, других западноевропейцев, североамериканцев, японцев и обрекли своих собственных мануфактурных рабочих на исчезновение. Страны, которые в течение тысячелетий не знали видимого прогресса, как, например, Индия, подверглись революционным переменам, и даже в Китае уже в середине XIX века стали складываться предпосылки грядущей революции. Дошло до того, что новая машина, которая изобреталась, к примеру, в Англии, за один год лишала хлеба миллионы рабочих в Китае. Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы Земли, объединила все малые местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для культурного сближения и подъема. Крупная промышленность привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние и на остальные; так что, если бы в Англии или во Франции рабочие освободили себя, во всех других странах это вызвало бы революции, которые рано или поздно привели бы и там к освобождению рабочих.

Особенно примечателен в этом отношении пример России. Три русские революции: 1905-1907 годов, Февральская и Октябрьская (1917) - положили начало становлению пролетарской демократии и коллективистского, социалистического строя. Они нанесли смертельные удары по мировой колониальной системе и, несмотря на временное поражение в конце XX века, выразили глубинную тенденцию сплочения народов мира в "обобществившееся человечество" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.4).

Во-вторых, всюду, где крупная промышленность сменила мануфактуру, промышленная революция в чрезвычайной степени умножила богатство и могущество буржуазии и сделала ее хозяином страны. Результатом было то, что везде, где совершился такой процесс, буржуазия получила в свои руки политическую власть и вытеснила классы, которые прежде господствовали, - аристократию, цеховое бюргерство и представлявшую тех и других абсолютную монархию.

Буржуазия уничтожила могущество аристократии, дворянства, отменив майораты, или неотчуждаемость земельных владений, и все дворянские привилегии. Она сокрушила могущество цехового бюргерства, упразднив все цехи и привилегии ремесленников. На место тех и других она поставила свободную конкуренцию, то есть такой общественный порядок, при котором каждый имеет право заниматься любой отраслью производственной и коммерческой деятельности, причем ничто не может ему помешать, кроме отсутствия нужного для этого капитала.

Введение свободной конкуренции равносильно открытому заявлению, что отныне члены общества не равны между собой лишь постольку, поскольку не равны их капиталы, что капитал становится решающей силой, а капиталисты, буржуа - первым классом в обществе. Но свободная конкуренция необходима для начального периода развития крупной промышленности, потому что представляет собой единственное состояние общества, при котором та может вырасти. Буржуазия, подорвав таким путем общественное могущество дворянства и цехового бюргерства, уничтожила также и их политическую власть. Став первым классом в обществе, она провозгласила себя первым классом и в политике, в неразрывно связанной с нею области идеологии, культуры и морали. Она сделала это путем введения представительной системы, которая основана на буржуазном равенстве перед законом, на законодательном признании частной собственности источником всех прав и свобод гражданина. Эта система была введена в европейских странах сначала в виде конституционной монархии, где правами избирателей пользовались лишь те, кто обладает известным капиталом, то есть только буржуа. Эти буржуа-избиратели выбирали депутатов, а эти буржуа-депутаты избирали буржуазное правительство.

В-третьих, промышленная революция всюду способствовала развитию пролетариата в той же мере, как и развитию буржуазии.

Чем богаче становилась буржуазия, тем многочисленнее и необеспеченнее становились пролетарии. Так как работу им может предоставить только капитал, а он увеличивается только тогда, когда применяет труд, то рост пролетариата происходит в точном соответствии с ростом капитала.

В то же время промышленная революция собирает буржуа и пролетариев в большие города, где всего выгоднее развивать промышленность, и этим скоплением огромных масс в одном месте невольно внушает пролетариям сознание их силы. Затем, по мере того как развертывается промышленная революция, по мере дальнейшего изобретения новых машин, вытесняющих ручной труд, крупная промышленность оказывает все большее давление на заработную плату и снижает ее до минимума, делая положение пролетариата все более невыносимым. Так, с одной стороны, вследствие роста недовольства пролетариата, а с другой - вследствие роста его мощи промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую он призван совершить.

Однако не только ростом численности и концентрацией пролетариата в промышленных центрах, его относительным и абсолютным обнищанием определяются революционные способности этого класса. Говоря коротко, он ничтожен и неимущ в капиталистическом, частнособственническом, спекулянтски - ростовщическом смысле, но всемогущ и богат в смысле профессиональной квалификации. Конструктивная революционность, направленная не столько на упразднение всего отжившего и гнилого, сколько на глобальное творческое созидание более совершенного жизнеустройства общества, вытекает не из бедственного состояния трудящихся (разрушать умели и рабы и люмпены, но строить они не могли; их социальное положение всего лишь стимулятор радикальных настроений), а из владения ими на коллективистской основе принципами современной технологии и организации производства, научным знанием. Этот кардинального значения момент не улавливается почти всеми современными политиками, в том числе и теми, что, казалось бы, целиком посвятили себя рабочему, профсоюзному, освободительному движению, - от буржуазно-солидных социал-реформистов до суетных ультрареволюционистов. Между тем речь как раз идет о том, что составляет главный исторический потенциал пролетариата, что позволит ему без социальных паразитов и так называемых профессиональных элит, - иначе говоря, без всяческой разноцветной буржуазии, - самому и по-своему организовывать и общественное производство, и общественную жизнь.

12-й вопрос: Каковы были дальнейшие последствия промышленной революции?

Ответ: Крупная промышленность создала - в виде паровой, а затем и электрических машин - средства, позволяющие в короткое время и с небольшими затратами увеличивать до бесконечности промышленное производство. Благодаря такой легкости расширения производства свободная конкуренция, являющаяся необходимым следствием крупной промышленности, вскоре приняла чрезвычайно острый характер. Масса капиталистов бросилась в промышленность, и очень скоро было произведено больше, чем могло быть потреблено. В результате товары невозможно было продать и наступил так называемый торговый кризис. Фабрики должны были остановиться, фабриканты обанкротились, и рабочие лишились хлеба. Повсюду наступила ужасная нищета. По истечении некоторого времени избыточные продукты были проданы, фабрики снова начали работать, заработная плата поднялась, и постепенно дела пошли лучше, чем когда-либо. Но не надолго. Вскоре снова было произведено слишком много товаров, наступил новый кризис, протекавший почти так же, как и предыдущий...

Таким образом, с начала XIX столетия в положении промышленности беспрестанно наблюдались колебания между периодами процветания и периодами упадка. Почти регулярно через каждые пять-семь лет наступал кризис, причем всякий раз он вызывал величайшие бедствия среди рабочих, всеобщее революционное возбуждение и ставил под вопрос весь существующий строй.

Продолжение статьи >>
Категория: Исследования
Добавлено: 16.02.2014
Просмотров: 1856
Комментарии: 1
Рейтинг: 5.0/1
Темы: вопросы к коммунисту, экономика, политика, революция, Пролетариат, социализм, буржуи, принципы коммунизма, частная собственность, что такое коммунизм
Всего комментариев: 1
1  
Коммунизм до появления в 1848 году "Манифеста Коммунистической партии", как правило, носил утопический (то есть мечтательный и несбыточный)
характер.

С появлением "Манифеста" ничего не изменилось. Утопия так и осталась утопией. Осуществимость коммунизма как общественной формации не только не доказана на практике (хотя советским коммунистам никто не мешал это сделать), но и не обоснована теоретически. Никто не обосновал, что равенство совместимо с экономикой, основанной на разделении труда. Никто не обосновал возможность экономических расчётов в безденежной экономике. Никто не доказал, что труд может быть потребностью человека и не нуждаться ни в материальном поощрении, ни в принуждении. Для марксизма вообще характерна полная бездоказательность, от первой строчки до последней. Что касается идеологических корней коммунизма, то абсолютно необоснованными выглядят утверждения о связи коммунизма с нуждами рабочего класса. Коммунизм зародился в среде люмпен-интеллигенции (Маркс и Ленин - типичные её представители), ей же и поддерживался всегда. И главной идеей в коммунизме является идея неограниченной власти кучки люмпенов над обществом, а вовсе не защита интересов людей наёмного труда. Если убрать из коммунизма всю словесную шелуху, всю маскировку, то от него ничего не останется кроме жажды неограниченной власти, а ещё ненависти к праву человека на любой выбор.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]