Главная » Статьи » Наука » Исследования

Нерешенные проблемы христианства



Христианство, как и любая давно существующая религия, прошло трудный и сложный путь. Чего только не было на этом пути за две тысячи лет - преследование со стороны жрецов языческих культов, триумф победы над язычниками и широкое распространение своей веры, вражда и соперничество церковных иерархов с королями и императорами, ереси и расколы единой Церкви. Конец второго тысячелетия своего существования христианство отметило выдающимся событием - самая крупная из ее Церквей - католическая подала двум своим сестрам - православной и протестантской Церквам пример раскаяния за совершенные преступления. Понтифик этой Церкви Папа римский Иоанн-Павел II публично принес покаяния за преступления Церкви, связанные с крестовыми походами к "гробу Господню", повлекшими страдания и гибель сотен тысяч людей.

За многие столетия в христианском учении и в христианской Церкви накопилось много нерешенных проблем, которые, к тому же, не только не решались, но даже делался вид, что их не существует. Сегодня, когда христианская Церковь празднует свой юбилей, есть хороший повод трезво посмотреть на эти проблемы и наметить пути их решения. В этом заинтересована не только сама христианская Церковь, но и все остальные конфессии и деноминации.

В журнальной статье невозможно подробно рассказать обо всех нерешенных проблемах христианской Церкви, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых из них, на мой взгляд, наиболее важных. и интересных. Для христиан эта статья может оказаться интересной и важной, поскольку она представляет взгляд "со стороны". Для представителей других конфессий и деноминаций, а также для неверующих и атеистов она дает редкую в наши дни возможность проникнуть в суть проблем христианской Церкви, обычно тщательно оберегаемых от непосвященных.

Проблема "конца света"

Одной из главнейших проблем христианства является несостоявшийся "конец света" и обещанное второе, причем, скорое пришествие Христа, которое так и не наступило. Христос обещал не только очистить землю от зла и страданий, но превратить ее в рай, где люди с чистым сердцем будут жить вечно и счастливо (Псалом 36: 10,11, 29, 34). Даже у верующих складывается впечатление, что это пришествие так никогда и не наступит...

Иисус Христос обещал своим ученикам скорое наступление царства небесного. Однако, поскольку оно не наступило, его последователи стали ждать второго пришествия Христа, мучительно ища в событиях своего времени признаки его приближения, о которых говорится в Евангелиях. Верных его последователей не смутило даже то обстоятельство, что когда фарисеи особенно настойчиво стали выпытывать у Христа о сроке прихода обещанного им царства небесного, ответ его прозвучал весьма странно: не придет оно приметным образом и не скажут-вот оно здесь или там, ибо царство небесное внутри вас есть. Уж очень хотелось им верить, что такое царство действительно существует, поэтому они и не обратили внимания на эти загадочные слова.

А ведь непредвзято мыслящему человеку его ответ понятен: не ищите царства небесного где-то там, вы сами его должны создать, но не на небесах, а... в своей душе. Социальной революции не будет! Просто нужно считать, что в этом мире все хорошо, и тогда человеку станет действительно хорошо и он удовлетворится малым. Но его последователи хотели ( и хотят сегодня!) видеть реальное царство небесное. И ждали его тогда и ждут его сегодня.

Раннехристианское представление картины "конца света" приведено в одной из важнейших глав Нового завета-Апокалипсисе. Оно дано таким, каким ее видел в начале нашей эры ее автор-Иоанн Богослов. Иисус Христос и образ его тысячелетнего царства предстают в фантастическом видении.

Это царство должно длиться от первого до второго его пришествия. Все это время сатана будет находиться в заточении. Во время первого воскресения умершие праведники оживут и Христос вознесет их "на облаках" в святой город Иерусалим, нисходящий с неба. В конце же тысячелетнего периода царство это будет перенесено обратно на Землю. Далее наступит второе воскресение из мертвых-на этот раз воскреснут и все грешники. И только после этого начнется "Страшный суд". Те, кто заслужил кару, умрут вторично, и на этот раз навсегда. Зато для спасенных, записанных в книге у Агнца, то есть у Христа, начнется эпоха "нового неба и новой земли", где воцарится справедливость. Они-то и получат в дар бессмертие. "Прежнее небо" и "прежняя земля" свернутся подобно пергаментному свитку. Новая земля и новое небо возникнут на руинах старого, греховного мира. И, конечно же, на всей Земле будет устранен источник всяческого зла-грех.

Предвещать эти потрясающие события должны многие знамения времени. Солнце станет "мрачно, как власяница, луна сделалась как кровь", звезды будут падать на землю (по всей видимости выпадут гвозди, которыми они были прибиты к небосводу), начнутся землетрясения, людей охватит паника, произойдет падение нравов. Апостол предупреждал, что день божий наступит внезапно, но большинство людей будет в это время беззаботно веселиться и лишь немногие подготовятся, будут бодрствовать и ожидать "конца света". На протяжении всей истории христианской Церкви даты скорого "конца света" назначались сотни раз (!), но он так и не наступил.

Ожидание "конца света" особенно усиливалось в связи с каким-нибудь природным или политическим потрясением в истории государств и народов. Например, солнечное затмение, приближение комет, голод или эпидемия якобы подтверждали усиление деятельности сатаны перед ожидаемым пришествием Иисуса Христа. "Конец света" ожидался и при приближении круглых дат. В Европе особенно активно ждали светопреставления к 1000 году от рождества Христова. По мере приближения этого года, а также 999 , 1001,а также 1033 годов (апокалиптического тысячелетия плюс числа земных лет Христа), люди в разных странах впадали в состояние сущего безумия. Одни становились сверх меры религиозными, другие-наоборот. Люди молились то Богу, то Сатане.

"Конец света" ожидался также в 1027 - 1041 годах в связи с чем увеличилась раздача подаяний и умножилось количество паломников, а также отлучений от Церкви.

По учению итальянского богослова Иоахима Флорского (1132-1202 гг) после 1260 года "нечестивые будут стерты с лица земли", начнется идеальная "эра святого духа"-"царство мира и правды на земле". Скорого наступления "царства святого духа" на Земле ожидали и члены религиозно-общественных движений амальрикян во Франции и апостольских братьев в Италии (ХIII - XIV века).

В преддверии 1492 года прогнозировали "конец света" различные православные церковные деятели. Причем одни ожидали его в марте этого года, ибо в марте, по их расчетам, был сотворен Адам и в марте же был распят Христос. Другие сходились на том, что тотальное светопреставление должно наступить не ранее дня Петра и Павла, то есть 12 июля 1492 года, но не позднее 27 января 1493 года, когда с недели мытаря и фарисея начинался очередной пасхальный цикл 7001 года от "сотворения".

На Руси, например, эти предсказания вызвали величайшую панику. Люди бросали все что нажили, переставали пасти скот и засевать поля. Народ валом валил в церкви ...Когда же все названные сроки миновали, обманутый народ с облегчением вздохнул-пронесло!

О скором повторном пришествии Христа говорил и один из основателей протестантского раскола в католической Церкви Мартин Лютер (1483-1546 гг).Он утверждал, что это произойдет в ближайшем столетии.

"Конец света" неоднократно предсказывался и в XIX веке. Об этом, в частности, говорилось в сочинениях, вышедших в 1812 году в Испании ("О пришествии мессии во славе") и в 1819 году в Голландии. Дата пришествия Христа -- 1836 год - была назначена в Вюртенберге (Германия).

Среди многочисленных провозвестников "конца света" и скорого пришествия Христа выделяются члены христианской протестантской Церкви, в названии которой отражена вера во второе его пришествие - адвентисты. (от латинского слова adventus-пришествие).Ее основатель Уильям Миллер (1782-1849) назначил год прихода Христа -- 1843-й. Обоснованию этой даты он посвятил целый трактат, озаглавленный: "Свидетельства из священного писания и истории о втором пришествии Христовом в 1843 году и его личном царствовании в продолжении 1000 лет".

Однако, поскольку он не смог указать день, когда это произойдет, новоявленный пророк определил период времени, в котором это случится-между 21 марта 1843 и 1844 годов. Зимой 1843/1844 года религиозное ожидание среди последователей Миллера достигло высшей степени напряжения. Но ...пророчество не сбылось: то ли Христос не знал, что ему надо было явиться в этот период, то ли он был занят другими делами и ему было недосуг-неизвестно. Главное, что он не явился, чем очень подвел столь обожавшего его Миллера. Разразился страшный скандал.

Пришлось Миллеру объясняться со своими единоверцами и в открытом письме признать свою ошибку. Однако это не помешало ему выразить уверенность, что "день господень близко, при двери". И ... назначить новую дату торжественного дня - 22 октября 1844 года. А что же одураченные единоверцы? Они опять ему поверили!

Настал, наконец, очередной долгожданный день! Но, увы, пророчество опять не сбылось! Опять Иисус Христос проявил полнейшее равнодушие к одной из своих многочисленных Церквей. Более того, Христос даже не удосужился предупредить своих последователей в этой Церкви, что он не придет в назначенное ими время. И, конечно, снова возник конфликт. Теперь уже возмутились другие протестанты - баптисты, в рядах которых пребывал в это время Миллер. Не найдя, видимо, убедительных слов для его осуждения, они просто выгнали Миллера и его последователей из своей Церкви и своих общин.

Это привело к образованию самостоятельных адвентистских общин. Надо было как-то выходить из неприятного положения. После недолгих раздумий выход был найден. Миллер объявил, что ... суд божий уже начался. И начался он в 1844 году в "небесном святилище". Этот процесс он назвал "очищением святилища".

С тех пор прошло много лет. Современные адвентисты уже не предсказывают время второго пришествия Христа, а лишь указывают (как, впрочем, это делают и многие другие христианские Церкви), что "спаситель человечества близок", что "он при дверях"," но точное время этого события не предсказано", ибо "в который час не думаете придет сын человеческий".

Конец мира и второе пришествие Христа пропагандирует учение и другой протестантской Церкви-"Свидетелей Йеговы". Основоположник этой Церкви Руссель в своих сочинениях, особенно в шести томах "Исследования священных писаний" посвятил вычислению времени "конца света" сотни страниц.

Указывал он там и конкретные сроки различных эсхатологических событий. Например, в третьем томе написано: "Время конца, или день подготовки Йеговы считается с 1799 по 1914 год". В другом месте: "Второе пришествие мессии состоялось точно в октябре 1874 года ... с этого времени в полной гармонией с раскрывающимся планом божьим проходит подготовительная кампания к битве великого дня, которая произойдет в 1914 году". В третьем томе он называет уже иную дату: "Считаем хорошо установленным правдивым фактом, что окончательный конец царства этого мира и установление царства божия на земле начнется около 1915 года".

Провал очередного пророчества был просто потрясающим-с его организацией порвали даже некоторые высшие руководители "Свидетелей Йеговы". После смерти Русселя в 1916 году предсказывать новые сроки пришествия Иисуса Христа от имени этой Церкви взялся И. Рутерфорд, присвоивший себе титул "судьи". "Концом света" он объявил уже 1921 год, а затем и 1925 год. Но Христос упорно не являлся, чем очень огорчал последователей этого замечательного учения. Но они все же верили, что Христос скоро придет. Армагеддон теперь назначается на 1958-й, затем на 1960-й, потом на 1972-й и окончательно - на 1975-й год!

"Свидетелям Йеговы" рекомендовалось до окончания армагеддона быть холостыми, чтобы стать более свободными для служения Йегове. Однако, учитывая провалы предыдущих пророчеств, руководители Церкви поспешили обезопасить себя от обвинения в обмане и поэтому подготовили себе путь к отступлению. "Согласно с достоверной библейской хронологией, -- писали они, -- 6000 лет человеческой истории истекают осенью 1975 года. Это не значит, что точно в 1975 году эта система полностью окончится ...Но в одном мы можем быть уверены: в 70-е годы человечество испытает самые критические времена за всю историю. Если в 70-х годах Бог вмешается и принесет конец этому лукавому миру, это не удивит нас"("Пробудись!". Бруклин,1969, N 4, стр. 8-9).

Опять поверили бруклинским учителям йеговисты. Часть верующих стала воздерживаться от строительства жилья и приобретения домашних вещей. У нас в стране в 1975 году некоторые из йеговистов проживающих в сельской местности памятуя об уверениях заокеанских наставников что в царстве божьем обо всем побеспокоится сам Йегова, не стали заготавливать на зиму продукты для себя и корм для домашних животных, продавали имущество. Но, как известно, все оказалось напрасным! Не явился Иисус Христос и не наступило царство божье на Земле - ни для самих "Свидетеей Йеговы", ни для других христиан ...

Среди тех, кто назначал "конец света" и приход Христа в XIX веке, выделяется миссионерская организация "Епифания". Вслед за Русселем, члены этого движения считали 1874 год датой незримого повторного пришествия Христа на Землю. Согласно их учению, это начало "парузии", после чего должна наступить "епифания" (откровение) -- как бы "парузия в более широком освещении".

По уверениям епифанистов, сегодня приближается конец "тысячелетнего заточения сатаны". После этого он будет на короткое время освобожден, но проиграет последнее сражение и будет раз и навсегда уничтожен. А затем исчезнут все людские невзгоды и страдания. И каждый, кто успешно пройдет все испытания, обретет бессмертие.

Вот еще одно интересное пророчество. Принадлежит оно также представителям протестантизма - одному из крупных его направлений -- пятидесятникам. У них тоже есть свое понимание грядущей жизни: она будет представлена двумя царствами - Иисуса Христа и Бога-отца. Иисус Христос создает свое царство в Палестине, а более точно - на горе Сион, в Иерусалиме. А вот царство Бога-отца будет находиться на небе. Различаться эти царства будут не только по расположению, но и по времени своего существования: царство Христа на Сионе будет длиться тысячу лет, а царство Бога-отца на небе - вечно.

Отличается их фантазия от таковой других христианских Церквей и по поводу того, кто наследует эти царства. Так, одни из пятидесятников (христиане веры евангельской, христиане евангельской веры, а также евангельские христиане в духе апостольском) считают, что в тысячелетнее царство войдут все пятидесятники - "избранники божии" и те, которых Христос застанет в живых, и мертвые, которые с его приходом воскреснут. А вечную жизнь наследуют не только пятидесятники, но и все христиане.

Другие же пятидесятники (так называемые пятидесятники-сионисты) считают, что в тысячелетнее царство Христа на Земле попадут лишь оказавшиеся в живых члены этой Церкви, а умерших там не будет. А что же умершие, их-то куда?

Умершие тоже воскреснут после тысячелетия и обретут вечную жизнь в царстве Бога-отца на небе. Остальные же христиане спастись не смогут (они будут очень сожалеть, что во - время не присоединились к Церкви пятидесятников!) и в небесное царство не попадут. Более того, они обречены на вечные мучения в аду! Что же касается верующих других Церквей, а также неверующих, то все они до единого будут уничтожены Сатаной. Вот так!

Но это все, так сказать, чужие для России направления христианства. А как относится к назначению "конца света" православная Церковь? Официальная позиция Русской православной церкви достаточно осторожна -она не определяет дату "конца света", но в то же время и не отказывается от этого учения и терпеливо ждет, особенно не всматриваясь в знамения, когда это произойдет само собой.

При этом Русская православная Церковь ссылается на Священное писание (а точнее, Евангелия): "О дне же том или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец". Основываясь на этих словах Христа и выражая позицию Церкви, архимандрит Сергий - благочинный Великолукского округа заявляет, что "любые подобные предсказания беспочвенны и дерзки".

В то же время некоторые представители православия не разделяют этого мнения. Например, известный церковный историк Л. Регельсон считает, что апокалиптическая эпоха начнется до 2000 года или вскоре после него. В первые 49 лет человечество будет переживать стремительный творческий расцвет и рост духовной зрелости. На этот путь уже встала Россия. По истечении 49 лет главой объединенного человечества будет избран Михаил-юный князь небольшого христианского государства на юге России.

Однако вскоре власть захватят заговорщики во главе с "человеком греха и сыном погибели". Ложь и насилие в который раз покажутся большинству людей более убедительными, чем любовь и свобода, и они согласятся признать Антихриста своим богом. Михаил не отречется от своего служения и до конца будет держать оборону в неприступных горах. Сама природа, по заверению Л. Регельсона, восстанет против Антихриста. Явление Иисуса Христа восстановит царство Михаила на 420 лет. Этот период связан с возвращением к Богу, исцелением природы и подготовкой к окончательной победе над смертью. В конце снова будет массовый бунт и лишь после этого произойдет всеобщее воскресение, последний суд и преобразование мира.

Иначе относится к этой проблеме Церковь истинно-православных христиан, общины которой возникли у нас в 20-х годах ХХ века. Они не избежали соблазна объявить скорое наступление "конца света" и даже назвать его точную дату -- 1921 год. Намеченный срок "конца света" совпал с переписью населения. Восприняв эту перепись как "начертание антихристово", наиболее фанатичные верующие приняли это мероприятие в штыки. Отмечалось много случаев, когда верующие скрывались от переписчиков в лесах, закрывали двери и ставни, выходили с иконами, стараясь помешать "бесовской хитрости".

Не дождавшись светопреставления в 1921 году, они назначали его на 1973 или 1974 годы. Но Христос не оправдал их надежды ... Возможно потому что сама эта Церковь не отличается единством взглядов. Так, среди них есть группа так называемых николаевцев или как их называли в Молдавии "верноподданных Николая II". Их немногочисленные последователи встречаются в Рязанской, Тамбовской и Липецкой областях. По их представлениям второе пришествие Христа на Землю уже свершилось - в этом они согласны со "Свидетелями Йеговы". Но на этом сходство и кончается.

Поскольку, как считают николаевцы, второе пришествие Христа уже свершилось, значит сбудутся и другие предсказанные события,в частности, Страшный суд. Конечно, читатель может не поверить, но вот николаевцы верят, что уже началось незримое разделение народов на грешников и праведников. Остается только вынести окончательный приговор, по которому грешники попадут в ад, а праведники наследуют жизнь вечную и будут царствовать с Николаем II на обновленной Земле.

К истинно-православным христианам относят себя и "михайловцы". И по их представлениям второе пришествие Христа уже свершилось. Но Христос пришел не в облике Николая II, а в образе Великого князя Михаила. В 50-е годы нашего века по Татарии, Куйбышевской и ряду других областей под видом Христа бродил некий Михаил Ершов.

Всем этим православным Церквам противопоставили себя некоторые из липецких духовников-также, впрочем, представителей истинно-православных христиан. Они вообще отрицают идею кончины мира и второго пришествия Христа: просто жизнь на Земле будет вечная. "Конец наступит нашим грехам, - говорят они.-Человек умер и окончились его грехи. Это и есть для него "конец света".

О "конце света" говорят и проповедники так называемой "Церкви унификации", относящей себя к христианским Церквам, и возглавляемой ее создателем Сан Мон Муном. Но у них своя точка зрения. За основу понимания второго пришествия Христа последователи нового пророка берут грядущее второе пришествие Илии. Кроме того, они считают, что по примеру второго пришествия Илии, второе пришествие Иисуса Христа может произойти посредством рождения Господа на Земле. Но самое главное для мунистов-ссылка на Откровение Иоанна (7:2-4), где сказано, что ангел поднимается от страны восходящего солнца и отметит печатью сто сорок четыре тысячи избранных слуг Божьих. Они также полагают, что Христос явится на Землю в ... Корее. Более того (радуйтесь, христиане!), Иисус Христос оказывается, уже пришел в Корею и предстал перед верующими в облике (догадываетесь, кого?) преподобного Сан Мон Муна. И он уже строит царство небесное на Земле!

Уже из сказанного читатель может сделать вывод, что сегодня существует много направлений христианской Церкви проповедующих близкий "конец света" и приход Христа. В одних только США насчитывается около семисот различных Церквей и сект, призывающих готовиться к светопреставлению. Суть их учения в том, что спасутся только они, потому что только они являются истинными верующими, в то время как остальное грешное человечество будет обречено на отбывание бессрочного тюремного заключения в таком малоприятном месте, как преисподняя.

В США есть даже специальный журнал "Сообщения о конце времени". Существует и специальная информационная служба, дающая справки о "конце света" по телефону. Пророчествовать скорый конец мира на Западе стало модным и доходным занятием. О светопреставлении вещают сотни гадалок, хиромантов, астрологов и прочих "специалистов" в области черной и белой магии. Так, в 1982 году на конгрессе современных звездочетов в Италии некто Андре Барбо, ссылаясь на "поистине угрожающее поведение планет" возвестил, что "конец света" наступит в субботу 13 ноября 1982 года.

Наконец, несколько последних несбывшихся пророчеств. По учению основателя американской секты "Дети бога" Д. Берга, полное испепеление человечества должно было произойти в 1984 году. Хотя обозначенный рубеж миновал, руководитель десятков тысяч "Детей бога" по-прежнему настаивает на том, что "конец света" неизбежен и в последние дни нужно обращаться к нему, Бергу-посланцу небес.

По предсказанию руководителя и проповедника религиозной секты "Община святого Михаила" Пауля Куна (Швейцария), "конец света" должен был произойти в воскресенье 8 мая 1988 года. Согласно его пророчеству в этот день над городком Доцвиль, где была создана община, должны были зависнуть летающие тарелки для погрузки и доставки в рай наиболее достойных членов общины. Из разных городов и сел в Доцвиль съехались тысячи легковерных людей желающих посмотреть на невиданное чудо. Но несмотря на усердные молитвы членов этой Церкви, "конец света" так и не наступил, а летающие тарелки не прилетели. В результате разъяренные толпы обманутых проповедником людей попытались разгромить молитвенный дом, а заодно и мэрию, поддерживавшую руководство общины.

На 1 сентября того же 1988 года был назначен "конец света" отставным сотрудником НАСА Эдгаром Уайзенантом. Не претендуя на оригинальность, он заявил, что в этот день все истинные христиане ( а не только члены какой-то одной Церкви) попадут в рай. Это предсказание было изложено в брошюре, изданной по эгидой Всемирного библейского общества, что принесло ему 200 тысяч долларов чистой прибыли. Впоследствии многие разочарованные покупатели потребовали вернуть им деньги назад.

В архиве журналиста Алексея Приймы, занимающегося в течение ряда лет проблемой связи с загробным или "параллельным" миром только по России на 1989 -1992 годы насчитывается 29 предсказаний "конца света". Интересно, что автором этих предсказаний является ... сам Бог (какой, правда, не известно, так как имени своего он не называл).Через разных жителей России он потребовал немедленно прекратить испытания ядерного оружия и законсервировать все атомные электростанции. Кроме того, он предложил заняться решением экологических проблем. Если же это не будет в ближайшее время выполнено, Бог покарает всех людей Земли.

Да, добрый Бог, вместо того, чтобы исправить природу неразумных людей и самому заняться экологической проблемой, решил их попросту уничтожить. Это совсем в духе Библии, тем более что уже один раз Бог Саваоф (он же Яхве) уничтожил людей. Наводнением.

Проповедовала скорое светопреставление и недавно организованная в нашей стране Церковь "Великого Белого Братства", возглавлявшаяся бывшим инструктором райкома комсомола Мариной Цвигун, без ложной скромности объявившей себя воплощением Иисуса Христа и называющей себя Дэви Мария Христос.

По учению этого братства "конец света" должен был наступить 24 ноября 1993 года. Однако незадолго до назначенного срока, в начале ноября она объявила что "конец света" переносится на 14 ноября того же года. Но и в этот день ничего не произошло-солнце, как и раньше, невозмутимо светило над Землей, была хорошая осенняя погода и напрочь отсутствовали признаки вселенской катастрофы. Еще одно пророчество о "конце времен" с треском провалилось!

После этого верующих - членов "Великого Белого Братства"- ждало еще одно разочарование - невыполнение другого предсказания: о том, что в 1994 году наступит Царство небесное на Земле с центром в Киеве.

В последние годы идея близкого "конца света" неожиданно приобрела множество сторонников в Южной Корее. Пастор Ли Янг Лин-руководитель одной из христианских сект предсказывал, например, что 28 октября 1992 года Иисус Христос вернется на Землю, соберет 144 тысячи верующих и отправится с ними в рай. В ожидании судного дня эта секта открыла бойкую торговлю "билетами на небеса". Понятно, что его верующие этого события не дождались.

Поклонники миссионерской Церкви Дэйвера надеялись увидеть Христа 10 октября 1992 года. Когда же его пришествие не состоялось, вежливый руководитель секты извинился за опоздание Христа, утверждая, что Бог просто где-то задержался.

Три недели спустя так же напрасно ожидали появления Иисуса Христа 200 тысяч членов секты Дами на стадионе в Сеуле.

Призывы готовится ко вселенской катастрофе усиливались по мере приближения 2000 года (как ранее они усиливались с приближением 1000 года). Только в отличие от средневековья, на дух не переносившего науку, теперь пророки стараются на нее опереться и с ее помощью как-то обосновать свои выдумки.

Среди вещунов "конца света" на территории бывшего СССР прочно лидирует "кандидат в космонавты" журналист из Риги Паша Мухортов. По его утверждению нас, потомков сосланных на Землю "космических негодяев", которые к тому же вовсе не желают исправляться, к 2000 году должна была полностью истребить межгалактическая Организация объединенных наций.

Скажете, бред! Но чем его взгляды так уж отличаются от фантазий других предсказателей? Он же обещал прибытие на Землю в 1990 году Иисуса Христа, который,(кто бы мог подумать!), является жителем планеты Крон из созвездия Гончих псов. И хотя Христос на Землю и прибыл (так, во всяком случае, утверждает Паша), но что-то перепутал (или же что-то перепутал сам Паша) и в результате явился не в сказочную страну Шамбалу (именно туда направлял его Паша), а на стадион в Грецию, где будучи неузнанным и непризнанным (в этом нет ничего удивительного-ведь в свое время Христа в Иерусалиме тоже не признали, за что он и пострадал) был арестован полицией (хотя, на это раз никакой Иуда его не целовал).

Помимо предсказаний о вселенской катастрофе и связанным с ней "концом света", недавно появилось нечто новое-прогноз катастрофы, которая охватит, однако, не всю Землю, а лишь ее часть. Таким образом, помимо полного "конца света", человечество ждет и частичный "конец света". Этой сверхценной информацией с нами поделился упомянутый уже А. Прийма. Он "расшифровал" небесный "код", появившейся 15 сентября 1989 года над городом Сальском Ростовской области. А. Прийма утверждал, что в результате он прочел послание-телеграмму, подписанную Божьей матерью: "Россия. Русским. Иисус Христос, сын Божий спасет вас 19 июля 1999 года". Но 19 июля нас опять никто не спас...

Время бежит быстро, и вот уже некоторые прорицатели начинают предсказывать "конец света" в третьем тысячелетии. Так уже появилось предсказание о "конце света" в 2003 году, когда погибнет по крайней мере треть человечества. К этому предсказанию приложил руку скандально известный астролог Павел Глоба.

Что же касается наиболее ортодоксальных христианских Церквей, например, католической, не раз нажигавшихся на предсказаниях "конца света" и прихода Иисуса Христа, то они теперь не отваживаются называть какую-либо конкретную дату, стараются не касаться этого скользкого вопроса. Когда какие-то журналисты задали вопрос папе Римскому Иоанну-Павлу II о дате "конца света", тот отшутившись сказал, что никаких указаний сверху на этот счет пока не поступало. Конечно, в этой статье я рассказал далеко не обо всех предсказаниях и прорицателях "конца света". Главное что может вынести отсюда непредубежденный читатель-что все эти предсказания не имеют никакой серьезной основы. Конечно, вопреки провалам всех пророчеств, по-настоящему верующий человек может остаться при своем мнении и терпеливо ждать пришествия Бога или его посланника. Бог, как говорится, ему в помощь!

Воскрешение праведников

Следующая важная нерешенная проблема - воскрешение праведников. Эта проблема заслуживает особого внимания. И прежде всего потому, что является краеугольным камнем многих и, в частности, христианской религии. У христиан и сегодня существует представление о том, что человек после смерти просто переселяется в "иной мир". Имея прекрасные мифические примеры телесного вознесения и воскрешения, христианская Церковь включила в свое учение позаимствованную из других религий идею о телесном воскрешении всех людей, которые являются последователями Иисуса Христа. При этом под воскрешением понимается воссоединение "бессмертной" души с телом. В противном же случае, то есть тогда, когда речь идет только о душе, никакого воскрешения не происходит, так как душа и не умирала. Конечно, это касается только тех, кто верит в ее бессмертие.

Уже первые христиане верили, что они избавлены Богом от печальной участи всех людей: "И нас, мертвых, по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, - и воскресил с ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.,2,5-6). Но в реальной жизни люди все-таки не воскресали, поэтому взыскание бессмертия было отложено до второго пришествия Христа:"...Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе..."(1 Фес., 4,16-17);"... мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие" (1 Кор.,15,52-53).

Хотя вера в воскрешение является краеугольным камнем всего христианства, его описание в собственно христианской части Библии отсутствует. Там сказано лишь, что для Страшного суда воскреснут все христиане без различия - как праведные, так и грешные (Ин.5:29; Деян.24:15;1 Кор.15:22). Воскресшее тело будет преобразовано в нетленное, не подлежащее разрушению, оно будет сильным, не подверженным болезням и к тому же "духовным" - не подчиненным требованиям животной жизни.

Относительно свойств воскресшего тела в христианской Церкви нет единого суждения. Одни, например Тертуллиан, обращали внимание на тождественность воскресшего тела с настоящим и учили, что человек воскреснет с тем телом и в том же возрасте, с которым жил, даже если оно будет искалеченным или уродливым. Другие настаивали (и настаивают сегодня) на том, что новое тело должно быть не только без изъянов, но и молодым (уж если приобретать новую телесную оболочку для своей души, то уж самую совершенную и, конечно, молодую). Сторонники этого взгляда ссылались при этом на Новый завет, где утверждается, что при воскресении люди получат "...новое, бессмертное тело, как из малого сотлевшего семени дивно возникает красивый колос" (1 Кор.,15,35-38).

В то же время другие богословы, как например, отец Церкви Ориген (II-III век н. э.) столь же безоговорочно утверждали, что "мы должны получить снова не какие-либо иные, чужие, но наши собственные тела". В то же время он учил, что это тело будет особое, духовное, эфирное, не подлежащее ни зрению, ни осязанию, не имеющее никакой тяжести и веса, способное изменяться сообразно с местом, где будет обитать. Однако таким определением Ориген довел воскресшее тело до ангельской бесплотности, что противоречило как его же утверждению о тождественности воскресшего тела настоящему, так и новозаветному его описанию.

Другой отец христианской Церкви - Фома Аквинский (ХIII век н.э.) оказался в недоумении перед таким вопросом: можно ли назвать воскрешением такое положение, когда душа войдет не в то же самое тело? Ведь это будет не воскрешение, а приобретение нового тела!

Прошло много столетий, но и по сей день все эти вопросы так и остаются неразрешенными. Несмотря на это христианская Церковь и сегодня настаивает на телесном воскрешении всех своих последователей. Причем, по учению православной Церкви воскреснут как праведники, так и грешники (Ин.5:29; Деян.24:15; 1 Кор.15:22 и др.). Для большей убедительности она ссылается на своего авторитета - митрополита московского Филарета, говорившего, что "как уснувший вечером пробуждается утром с обновленной силой жизни, так уснувший смертию телесную пробудится в новую, бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения". И сегодня Русская православная Церковь утверждает, что смерть - то не прекращение жизни, а лишь разлучение души и тела, которые затем соединятся снова.

Спор о том, что собой будут представлять тела воскресших людей продолжился и в новое время. Так, христианская протестантская Церковь "Свидетели Йеговы" уверяет, что тело воскресшего не будет состоят из точно таких же атомов, как и тело живого. Большая часть человеческого тела изменяется в течение жизни, при этом изношенные ткани заменяются новыми. Тела людей, проживших долгую жизнь часто искалечены, поражены болезнями, а потому несовершенны. Естественно, что добрый и любящий Бог не может восстановить их в том виде, в каком они были в момент смерти. Далее они вполне здраво рассуждают о том, что тело умершего разлагается на отдельные вещества, которые поглощаются затем растениями, животными и людьми. Атомы умершего, таким образом, служат строительным материалом для многих людей, и собрать их потом, соглашаются йеговисты, -- задача непосильная даже для Бога, так как один и тот же атом может стать общим для многих людей, подлежащих воскрешению.

Признавая невозможность воскрешения (воссоздания) тела человека после его смерти, йеговисты не хотят все же "сжигать за собой мосты" и совсем отказаться от веры в воскрешение. Придавая видимость научности своей критики веру других Церквей в загробную жизнь и бессмертие души, они, по существу, возвращаются к ее мистическим основам, заявляя, что Йегова способен создать тело "значительно высшего свойства, чем те, которые из плоти". Учитывая выше названные трудности построения тел воскрешаемых людей из прежнего набора атомов, по учению йеговистов Бог построит тела людей заново, из новых атомов (то-то будет морока создавать совсем новые, ранее не использованные атомы, снабжая каждый из них определенным числом протонов и электронов, да еще и рассчитать для последних орбиты!).

Существует, наконец, еще одна интересная проблема воскрешения: на кого оно распространяется - на всех людей или только на избранных? Каждая Церковь объявляет, что воскреснут только ее последователи. Например, согласно уже упомянутому учению йеговистов, воскреснут только те, кто служил Йегове, согласуя свои тело, чувство, поступки и мысли с Богом Йеговой. (Это значит, что не только буддисты и магометане, но и 99% христиан-католиков, православных, баптистов, англикан, пятидесятников и т.д. - так и не дождутся воскрешения!).

Особняком стоит учение принадлежащих к протестантам евангельских христиан, объявивших что "спасение", оказывается, уже свершилось и что оно распространяется на всех христиан (но только на христиан). Горе тем, кто не уверовал во Христа - все они прямиком попадут в ад! Вера в Христа объявляется главной добродетелью. В листовке, распространяемой активистами этой Церкви говорится, что "люди попадут в ад не из-за того, что согрешили, а из-за того, что отвергли Иисуса Христа". Отсюда следует страшный вывод-человек может совершить любой грех, даже самое страшное преступление, но если он уверовал в Христа (или просто заявил об этом), душа его минует ад и спасется, то есть попадет в рай!

В отношении к посмертной судьбе людей объединяет одно - вера в воскрешение. Правда, как выяснилось, воскрешение будет происходить, но с двумя существенными оговорками: 1) воскрешению подлежат не все верующие, а лишь члены данной Церкви, 2) само по себе воскрешение еще ничего не значит, так как судьба воскресших людей определится после Страшного суда, в результате которого только избранные (так называемые праведники) получат доступ в рай. Для остальных же он будет навсегда закрыт...

Т.о., в связи с несостоявшимся за две тысячи лет вторым пришествием Христа, у христиан так и не выработалось единого представления о всеобщем воскрешении всех людей. Проблему эту им придется решать в третьем тысячелетии.

Читать далее >>
Категория: Исследования
Добавлено: 28.10.2012
Просмотров: 3248
Рейтинг: 5.0/1
Темы: Бессмертие, проблема, христианство, религия, монотеизм, Нерешенные проблемы христианства, Воскрешение праведников, библия, Бог, Конец света
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]