Главная » Статьи » Наука » Исследования

Русская православная церковь и сожжения (часть 3)


<< К началу статьи

Тойгильда Жуляков – в 1738 г. был сожжён за то, что он «крестясь в веру греческого вероисповедания, принял снова магометанский закон и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился и клятвенное свое обещание, данное при крещении презрел, чем Богу и закону его праведному учинил великое противление и ругательство». Казнь была совершена «при собрании всех крещеных татар», «на страх другим таковым, кои из магометанства приведены в христианскую веру» [110]. В 1739 году была сожжена башкирка Кисябика Барясова: «…оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь – сожечь» [111].



Каковы же были причины такого благочестия? Вероятны два объяснения. Стремление, 20 лет прожившей в Курляндии императрицы и её немецкого окружения, подчеркнуть свою приверженность русским обычаям. Продолжение политики Петра I, для которого преступления против веры были, прежде всего, государственными преступлениями.



А как же реагировала церковь? По оценке Н. Костомарова: «Как ни сурово относилось правительство Анны Ивановны к расколу и к религиозным заблуждениям, но оно все-таки было мягче и снисходительнее, чем того желали некоторые ревностные духовные сановники. Так, например, в 1737 году рязанский архиерей доносил синоду, что ему, при его старости, трудно разглагольствовать с раскольниками, и находил, что лучше бы смирять их постом и плетьми. На это он получил такой ответ: «Надобно раскольников наставлять по-пастырски, словом учительским, и за трудность оного не почитать, ибо всякое дело труду есть подлежательно, а кольми паче надлежит приложить труд свой о человеке, гиблющем душою, к чему его преосвященство призван и таковым характером почтен» [112].



Д. ист. н, профессор Е. В. Анисимов также отмечает, что жесткость государственной религиозной политики отставала от требований духовенства: «Церковники консервативного толка усматривали основное зло бироновщины как раз в усилении веротерпимости. В первых проповедях после переворота 25 ноября 1741 г. (приведшего к власти Елизавету – Е. Ш.) мотив борьбы с ересью, наводнившей Россию, стал одним из важнейших» [113].



О каких-либо возражениях церкви против религиозных репрессий неизвестно. Принимали активное участие духовные отцы и в светском терроре. Именным указом Анна Иоанновна укорила духовенство за частые безосновательные доносы, пригрозив ложным доносчикам лишением сана и ссылкой [114]. Но одобрения именно сожжений мы со стороны деятелей церковных не встречаем. Более того, женщин, сожжённых в 1738 г. светским судом, Синод, перед этим, приговорил только к покаянию. Правда, местные светские власти, приговорившие женщин к сожжению, исполняли всё то же Уложение 1649 г., ответственность за принятие которого лежит на церкви. Кроме того, женщины были арестованы по донесению сибирского архиепископа [115].



В 1743 г. сенат приговорил к сожжению вероотступника Несмеянко-Кривого. Последний не только отрёкся от православной веры и снял с себя крест, но и расколол икону. Ссылка на приговор сената в истории С. Соловьева под 1743 годом [116]. В 1744 г. императрица Елизавета распорядилась представлять ей на подпись все смертные приговоры и ни одного из них не утвердила [117].



О том, что их заменило, даёт понятие один приговор того же года. В 1744 г., по указу Синода, в Соловецкую монастырскую тюрьму заключили матроса Никифора Куницына, дабы «за богоотступное своеручное его письмо, каково писал на князя тьмы, содержать его в вечных монастырских до смерти его никуда неисходных трудах и что за такое его тяжкое пред Богом согрешение во всю свою жизнь приносить Господу Богу покаяние, приходя с работы в церковь ко всякому славословию по вся дни» [118].



Во времена Елизаветы М. В. Ломоносов написал сатирический «Гимн бороде», в котором насмешливо отозвался о таком богословском аргументе, как сожжение в срубе [119].



В 1752 году курская воеводская канцелярия арестовала крепостную Марфу Королёву за то, что она «чинила волшебство», «вынимала у господина своего след на земле с приговором» и даже «в поле посеянному хлебу чинила залом, чтобы тому ржаному хлебу не было урожая» (по суевериям того времени, надломив в поле колос колдун устраивал неурожай). Воевода счёл, что колдовством должен заниматься церковный суд и отправил обвиняемую в белгородскую консисторию (учреждение при архиерее для управления епархией), «для учинения с ней по правам духовным». Белгородским архиепископом тогда был крайне благочестивый Иосаф Горленко (в 1911 году причислен к лику святых). Святой Иосаф, недолго думая, объявил, что Королёва подлежит смертной казни по указу 1731 года, т. е. сожжению. С этим указанием Королёва была отправлена в белгородскую губернскую канцелярию, при этом конститория потребовала непременного уведомления, «что с нею учинено будет». Конец дела неизвестен [120]. Как отметил историк права А. Левенстим: «Это дело интересно в том отношении, что консистория, постановив смертный приговор, поручила исполнение его светской власти» [121], опять пример инквизиционного процесса.



В 1754 году к сожжению приговорили колдуна М. Маркова, продавшего крестьянам «заговорный воск», чтобы с его помощью колдовским образом умертвить жестокого помещика. В 1763 году был приговорён к сожжению крестьянин А. Козицын, по мнению судей «чародей и волшебник, который имел волшебство и заговор с дьяволом» [122]. Но сожжение обоим «колдунам» заменили наказанием кнутом, вырезанием ноздрей, клеймением и ссылкой на вечную работу.



Последнее известное сожжение произошло в 70-е гг. XVIII в. на Камчатке, где в деревянном срубе сожгли колдунью-камчадалку. Руководил казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев и, к сожалению, «сей достойный варварских времен поступок, совершенный в царствование премудрой и человеколюбивой императрицы (Екатерины II – Е. Ш.), сошёл Шмалеву с рук даром» [123].



Уже в 1792 г. были приговорены к сожжению несколько духоборов, но помилованы ссылкою в Сибирь [124].



Выводы:



1. Через церковное право в отечественноe законодательство вошёл ряд законов о применении казни через сожжение за религиозные преступления.



2. Церковь участвовала в процессах против религиозных преступников, передавая их светской власти для наказания, в том числе, и для сожжения.



3. Руководство РПЦ инициировало репрессии против религиозных преступников, используя своё влияние на светские власти.



Литература




  1. Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Т. 2. – Казань, 1913. – С. 973, 981; там же ссылки на конкретные документы – РИБ. Т. 12, № 233


  2. Тальберг Н. История христианской церкви. – М., 1991. – С. 140, 306


  3. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной Академии. Т. 1. – Казань, 1910. – С. 80


  4. Анна Комнина. Алексиада // http://fictionbook.ru/author/komnina_anna/aleksiada/read_online.html?page=34


  5. Булычев А. Между святыми и демонами. – М., 2005. – С. 46


  6. Номоканон константинопольского патриарха Фотия. Ч. 2. – Казань, 1899. – С. 84, 308 – 309


  7. ПСРЛ. Т. 10. – С. 94


  8. Бенеманский М. И. Закон Градский. Значение его в русском праве. – М., 1917. – С. 101


  9. Библиотека литературы древней Руси. Т. 5. – СПб.: Наука, 2000. – С. 42 – 44


  10. Православное Обозрение. – 1876. – Кн. 3. – С. 88 – 89


  11. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. Ч. I. Памятники XI – XV вв. – С. 145 – 146


  12. Карташев А. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. – М.: Терра, 1997. – С. 458


  13. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях главнейших её деятелей. – М.: Мысль, 1991. – С. 230


  14. Послание митрополита Ионы к литовским епископам о непризнавании лжемитрополита Григория (Болгарина) // Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1: История Русской церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1240 – 1589). – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. – 1996. – С. 538


  15. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 91; ПСРЛ. Т. 8. – С. 109


  16. ПСРЛ. Т. 40. – С. 134


  17. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. – С. 36; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. – С. 103, 306


  18. Древнерусские княжеские уставы: XI – XV вв. М.: Наука, 1979. – С. 15


  19. Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих // Иосиф Волоцкий. Просветитель. – М.,: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993. – С. 29 – 30


  20. ПСРЛ. Т. 28. – С. 337


  21. Скрынников Р. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: Т. 2. – Смоленск: Русич, 1996. – C. 56, 224, 313, 418, 428


  22. Зимин А. Россия на рубеже XV – XVI столетий: Очерки социально-политической истории. – М., 1982. – С. 227


  23. Фроянов И. Драма русской истории: На пути к Опричнине. – СПб., 2007. – C. 102, 794


  24. Известия англичан о России ХVI в. // ЧОИДР. – 1884. – № 4. – С. 23


  25. Цит. по Дмитриев М. Православие и реформация: Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. – М., 1990. – С. 57; письмо Бурхера опубликовано Epistolae tigurinae de rebus potissimum ad Ecclesiae Anglicinae Reformationem pertinentibus conscriptae A. D. 1531 – 1558. – Cantabrigiae, 1848. – P. 448


  26. Богданов А. Мятежное православие. – М., 2008. – С. 39


  27. Шлихтинг А. Краткое сказание о характере и жёстоком правлении московского тирана Васильевича // Царь-палач. – Казань: Матбулат-Йорты, 1998. – С. 43; Гваньини А. Описание Московии. – М., 1997. – С. 151; Рейтенфельс Я. Сказание о Московии // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 356; Горсей Д. Путешествия сэра Джерома Горсея // Россия XVI века: Воспоминания иностранцев. – Смоленск: Русич, 2003. – С. 326


  28. Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. – Рязань, 2005. – С. 356


  29. ПСРЛ. Т. 12. – С. 258


  30. Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. – М.: Рита-Принт, 1997. – С. 269


  31. ПСРЛ. Т. 6. Ч. 2. – С. 244


  32. ПСРЛ. Т. 21. Книга степенная царского родословия. Ч. 2. – С. 662


  33. О преставлении старца Феодосия, бывшего епископа Великого Новгорода и Пскова, и житии его вкратце // архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время: Сборник статей. – М., 1996. – С. 90


  34. Скрынников Р. Иван Грозный. – М., 2001. – С. 397


  35. Послание преподобного Иосифа Волоцкого к Митрофану, архимандриту Андрониковскому // ЧОИДР. – 1847. – Кн. 1. – Отд. 4. – С. 1 – 2


  36. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков / Сост. Ф. Буслаев. – М., 1861. – С. 878 – 882


  37. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 3. – М., 1869. – С. 611, 627


  38. Садиков П. Опричнина // Опричное братство. – М., 2005. – С. 254


  39. ПСРЛ. Т. 14. – С. 9, 39, 58


  40. Флетчер Д. О государстве Российском // Накануне смуты. – М., 1990. – С. 586


  41. Соловьёв С. История. Т. 8, гл. 2; История. Т. 11; История. Т. 13


  42. ПСРЛ. Т. 34. – С. 204


  43. История Сибири. Первоисточники. IV вып. – Новосибирск, 1994. – С. 204, 255 – 256


  44. Новомбергский Н. «О волхвах впервые упоминается» // Русские заговоры. – М.: Пресса, 1993. – С. 299, 302, 303, 377; Новомбергский Н. Слово и дело государевы. Т. 2. Материалы. Приложение: Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. – М., 2004. – С. 63 – 73, 78 – 79, 94, 107 – 108


  45. Соборное уложение 1649 года // Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Проспект, 2000. – С. 52, 143


  46. Буганов В. Мир истории: Россия в XVII  столетии. – М., 1989. – С. 112 – 113; Подписи православных архиереев сохранились, приведу полный перечень руководителей Православной Церкви, поддержавших огненное законодательство, (см. http://newparadigma.ru/prcv/alm/12_stakh.doc).


    «Имена лиц, приложивших руку к подлинному уложению:

    1. К сему Уложенью святейший Iосиф Патриарх Московский и всеа Русии руку приложил

    2. К сему Уложению Ростовской Митрополит Варлам руку приложил.

    3. Митрополит Крутицкой Серапион р.п.

    4. Архиепископ Маркел Вологоцкий р.п.

    5. Архиепископ Моисей Рязанский р.п.

    6. Архиепископ Ioна Тверский р.п.

    7. Епископ Рофаил Коломенской р.п.

    8. Троицы Сергиева монастыря архимарит Андреян р.п.

    9. Чудова монастыря архимарит Кирил р.п.

    10. Спаса Новаго монастыря архимарит Никон р.п.

    11. Андронникова монастыря архимарит Селиверст р.п.

    12. Казанского Преображенского монастыря архимарит Никон р.п.

    13. Соловецкаго монастыря игумен Илья р.п.»



  47. Богданов А. Русские патриархи. Т. 1. – М.: Терра, 1999. – С. 417 – 418; Т. 2. – М., 2001. – С. 36, 380 – 381; Каптерев Н. Патриарх Никон и его противники…. – М., 2003. – С. 149


  48. Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича // Подгот. публикации проф. Г. А. Леонтьевой. – М., 2000. – С. 140, 141, 146 – 147


  49. Мейерберг А. Путешествие в Московию России // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 75


  50. Коллинс С. Нынешнее состояние России. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 196; автор жил в России в 1659 – 1666 гг.


  51. Рейтенфельс Я. Сказания о Московии. // Утверждение династии. – М., 1997. – С. 327, 370; автор жил в России в 1671 – 1673 гг.


  52. Опарина Т. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. – 2002. – № 3. – С. 88 – 91


  53. Документы об освободительной войне украинского народа 1648 – 1654 гг. Киев: Наукова Думка, 1965. – С. 14


  54. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. – М., 2005. – С. 244


  55. Деяния Великого Московского Собора 1666 года. Стр. 48; Деяния Великого Московского Собора 1667 года. Стр. 82 – 83, http://holyrussia.narod.ru/Sobor_1666_67.html


  56. Зеньковский С. Русское старообрядчество. – М.: Церковь, 1995. – С. 279, 328, 330, 332, 335, 399, 403


  57. Извет старца Серапиона царю Алексею Михайловичу на вязниковских пустынников // Сборник документов по истории СССР. Ч. 4. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 35


  58. Брюховецкий Иван Мартынович // Энциклопедический словарь: Брокгауз-Ефрон. Т. 2. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. – С. 611


  59. Материалы по истории СССР. Вып. 3. Народные движения XVII в. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 291 – 292; 317


  60. Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России, 1654 – 1684 гг. – М., 1990. – С. 77, 83 (со ссылкой на РГАДА. Ф 210. Приказной стол. Д. 433. Л. 209 – 212, 231 – 232)


  61. Повесть о боярыне Морозовой. – М., 1991. – С. 48


  62. Выпись Новгородского приказа из отписок вятского воеводы А. П. Нарышкина о раскольниках, пойманных в Вятском уезде, 1675 г. // Народная культура Урала в период феодализма. – Свердловск, 1990. – С. 78 – 82 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 450. Л. 144 – 148 об.


  63. Елеонская Е. Заговор и колдовство на Руси в XVII – XVIII столетиях // Русский архив. – 1912. – № 4. – С. 622, 624; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве министерства Юстиции. Т. 16. – М., 1910. – С. 58


  64. ПСРЛ. Т. 36. – С. 211, 219


  65. Акты исторические: Собранные и изданные Археографической комиссиею. Т. 5. 1676 – 1700. – Спб., 1842. – № 75


  66. Описание возмущения московских стрельцов // Рождение империи. – М., 1997. – С. 391


  67. Хьюз Л. Царевна Софья. – СПб.: Гранд, 2001. – С. 161, 162


  68. Иловайский Д. Отец Петра Великого. – М., 1996. - С. 478. (История России. Т. 5. – М., 1905)


  69. The new Encyclopedia Britannica. V. 1. – Chicago, 1994. – P. 744


  70. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – М., 2001. – С. 153


  71. Пыпин А. Сводный старообрядческий синодик. – СПб., 1883. – С. 22


  72. Привилегия Московской академии // Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – М., 1985. – С. 239 – 240


  73. Сельский С. Ссылка в Восточную Сибирь замечательных лиц // Русское слово. – 1861. – № 8. – С. 4


  74. Румянцева В. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. – М., 1986. – С. 231 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 235), С. 237 – 238 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. Д. 1947. Л. 3 – 29 об.)


  75. ЧОИДР. – 1882. – кн. 3. – С. 15 – 18


  76. Викторовский С. История смертной казни в России и современное её состояние. – М., 1912. – С. 202; ПСЗ. Т. 2. – Спб., 1830. – С. 647 – 650


  77. Документы Разрядного, Посольского, Новгородского и Тайного приказов о раскольниках в городах России: 1654 – 1684 гг. М., 1990. – С. 90, 91, 93, 95


  78. Юхименко Е. М. Каргопольские «гари» 1683 – 1684 гг. // Старообрядчество в России (XVII – XVIII вв.). – М., 1994, http://txt.trans-komplekt.ru/index.php?p=text:kargapolskie_gari-1683-1684


  79. Дополнения к актам историческим. Т. 10. – СПб., 1867. – С. 13


  80. Старообрядчество в России (XVII – XX века). Вып. 3. - М., 2004. – С. 108 (со ссылкой на РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1395. Л. 384


  81. Акты исторические. Т. 5. 1676 – 1700. – С. 191


  82. ЧОИДР. – 1847. – № 4. – С. 77


  83. ААЭ. Т. 4. – СПб., 1836. – С. 420 – 421


  84. Лилеев М. И. Из истории раскола на Вятке и в Стародубье XVII – XVIII вв. – Казань, 1895. – С. 48, http://by.ethnology.ru/by_lib/lileev_01/graf/lileev_01.html?61


  85. Перевалов В., Безгородов А. Старообрядцы в вологодском уезде во второй половине 17 века (неизвестный эпизод из ранней истории старообрядчества) // Старообрядчество: История. Культура. Современность. – М., 2000. – С. 70 – 75


  86. ПСРЛ. – Т. 37. – С. 186


  87. Татищев В. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 356 – 357. – (написано в 1733 г.)


  88. Покровский Н. Н. Сто лет на двоих // Известия Уральского государственного университета. – 2004. – № 31. – С. 303 – 310


  89. Иоаким. Духовное завещание // А. Богданов. Российские патриархи. Т. 2. – М., 1999. – С. 309, 313


  90. Цветаев. Дело Кульмана // ЧОИДР. – 1883. – Кн. 3. – С. 144, 149


  91. Тихонравов Н. С. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 12. – С. 592 – 593


  92. Гаврилов А. Проповедники немецкой веры в Москве и отношение к ним патриарха Иоакима // Странник. 1873. Т. 1. – С. 140


  93. Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви. – М., 2001. – С. 348, 674. (автор – профессор церковной истории, его труд написан в конце XIX в.)


  94. Тихонравов А. Квирин Кульман // Русский вестник. – 1867. – № 11. – С. 183;


  95. ЧОИДР. – 1871. – кн. 3.  – С. 187


  96. ПСЗ. Т. 3. – СПб., 1830. – № 1362


  97. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 5: 1676 – 1700. – СПб., 1842. – С. 341


  98. Буганов В., Богданов А. Бунтари и правдоискатели в Русской православной церкви. – М., 1991. – С. 453, 454


  99. Православное обозрение. – 1863. – № 5. – С. 132, 335, 336


  100. Дело о дьячке Василии Ефимове, казнённом в Новгороде сожжением за ложное чудо в 1721 // Русский архив. – 1867. – № 12. – С. 1708 – 1720


  101. Семевский М. Слово и дело: 1700 – 1725. – М., 1991. – С. 86


  102. Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера // Неистовый реформатор. – М.: Фонд Сергея Дубова, 2000. – С. 457 – 458, 509 – 511


  103. Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики: Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. – М.: Индрик, 2003. – С. 207, 218, 221


  104. Богомяков В. Запрещенное и отреченное чтение для крысоватых женщин и хомяковатых мужчин среднего возраста // Сайт «Топос: Литературно-философский журнал». – (автор – доктор философских наук, профессор. Зав. кафедрой Политологии в Тюм. ГУ), http://xoy.lenin.ru/teoriya/bogomyakov/t4-71.html


  105. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. 5: 1725. – СПб., 1897. – С. 389 – 394


  106. ПСЗ. Т. 8. № 5761. – С. 446


  107. Дело Якова Ярова хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 21, Д. 328, 1740 г.


  108. ПСЗ. Т. 10. – № 7612


  109. Пыляев М. Старый Петербург. – СПб., 1889. – С. 155


  110. Русская старина. – 1878. – Т. 23. – С. 309


  111. Старостин А. Ислам в Свердловской области. – М., 2007. – С. 28; Со ссылкой на ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 818, с. 243


  112. Костомаров Н. Анна Иоанновна, http://www.sedmitza.ru/text/42831.html


  113. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII века. – М.: Мысль, 1988. – С. 81; в качестве примеров Е. Анисимов ссылается на проповеди архимандритов Дмитрия Сеченова и Кирилла Флоринского


  114. Павленко Н. Анна Иоанновна. – М., 2002. – С. 225


  115. Дело хранится в архивном фонде Синода РГИА – ф. 796, Оп. 19, Д. 323, 1738 г.


  116. Журналы Сената, 19 декабря; РГАДА, ф. 248, Сенат, кн. 2222, л. 477 – 480; РГАДА, ф. 18, Духовное Ведомство, д. 115, л. 1 – 35


  117. Гернет Н. Смертная казнь. – М., 1913. – С. 1


  118. Колчин М. Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI – XIX вв.: Исторический очерк // С пред. А. С. Пругавина. – М., 1908. – С. 77


  119. Ломоносов М. Гимн о бороде // Жажда познания. – М.: Молодая гвардия, 1986. – С. 406


  120. Лебедев А. Белгородские архиереи и среда их архипастырской деятельности (по архивным документам). – Харьков, 1902. – С. 98


  121. Левенстим А. Суеверие и уголовное право // Вестник права. – 1906. – № 2. – С. 191


  122. Беляев И. Бытовые очерки прошлого: Волшебство и колдовство // Исторический Вестник. – 1905. – С. 9; Дело о чародействе во II половине XVIII века // Русская старина. – 1894. – Т. 81


  123. Записки Штейнгеля В. И. // Общественные движения в России в первую половину XIX века. Т. 1. – Спб., 1905


  124. Русский архив. – 1865. – С. 818



Е. О. Шацкий
Категория: Исследования
Добавлено: 25.05.2012
Просмотров: 3009
Рейтинг: 5.0/1
Темы: Бог, репресии, РПЦ, преступления рпц, факты, QIP Infium 2.0 9034 скачать, религия, Е. О. Шацкий, сжигание еретиков, сжигание людей
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]